А знаете ли вы, как Стаханову удалось выполнить двухнедельную норму труда за одну смену и как потом сложилась его судьба?
Алексей Стаханов был обычным шахтером из Донбасса, которому удалось достичь невиданной популярности своим «образцовым трудом». На самом же деле это пример того, как в Советском Союзе люди могли стать популярными, получить всенародное признание, увековечить свое имя и даже быть напечатанным на обложке американского журнала «Times». И при этом – не всегда быть образцом трудолюбия. Давайте разбираться в том, что умалчивала советская пресса.
Экономический рост в Советском Союзе был невозможен без увеличения производительности тяжелой промышленности, без высоких темпов индустриализации. Для этого правительство предложило четко структурировать нормы работы и ввести так называемые «пятилетки» – планы пятилетнего развития хозяйства. Уже в первую пятилетку руководству удалось значительно поднять объемы производства самыми разными методами. Преимущественно, это делалось за счет работников – трудяги должны были работать больше за счет поднятия производственных нормативов, а заработная плата оставалась прежней. Опережая волну возмущения в цехах, руководство сумело отвлечь рабочих новыми вражескими элементами – так, под репрессии попадали те, кто «тянул производство назад». С трибун звучали лозунги о высоких показателях, а на деле осознавалась необходимость мотивации рабочих. И тут на помощь приходила идеология, убеждение в приближении «светлого будущего».
А лучшее убеждение – это пример. Для контроля ситуации на заводах появились специальные партийные организаторы, задача которых состояла в том, чтобы на местах проводить разъяснительные работы и гасить конфликты.
Таким партийным организатором Константином Петровым и был выведен «в свет» Алексей Стаханов, уроженец Орловской губернии, который приехал в Донбасс, чтобы заработать. Сначала он управлял лошадиной упряжкой в шахте, потом пошел в забой. Он был молод, по-пролетарски красив, родился он в рабочей семье, обладал физической силой и привлекал к себе окружающих. Лучшей кандидатуры для образца трудящегося и придумать было сложно.
После согласия Стаханова, началась подготовка к его «рекорду». Несмотря на то, что сама шахта, где должен был появиться новый идеал советского народа, ничем не выделялась да и работала прямо сказать «абы как», парторгу удалось создать все необходимые условия. Сам «рекорд» должны были приурочить к Международному юношескому дню. Стаханов пошел в забой один, его коллеги укрепляли бревнами места, где мог произойти обвал. Задача Стаханова заключалась только в том, чтобы рубить пласты. Непрерывно – так, как это невозможно при обычной работе. Кроме того, в эту ночную смену, когда Стаханов должен был поставить новый рекорд, в шахту спустились сам парторг Петров, начальник участка, два забойщика, которые должны были крепить забой и журналист местного издания. Без последнего никак нельзя было обойтись, ведь он должен был рассказать советской общественности о новом рекорде и герое своего времени.
За ночную смену Стаханову удалось вырубить порядка 100 тонн угля – как раз двухнедельная норма работы. Новость о событии быстро облетела всю страну. В области тяжелой промышленности началось стахановское движение. Кстати, парторг Петров на этом не остановился – и новым «рекордсменом» стал шахтер по фамилии Дюканов, который на смену добыл на 12 тонн угля больше. Однако, его имя не обрело такой широкой популярности.
А Стаханова в это время стал знаменитым. Руководство выделило ему новую квартиру, обустроенную за счет предприятия, с телефоном и конем, к которому прилагался кучер. Удивительная по тем временам роскошь! Карьера шахтера на этом для него закончилась. Теперь началась его миссия как идеолога – его приглашали в другие города, чтобы показать наглядным примером образец советского трудолюбия. В одной из таких поездок он познакомился с будущей женой, которая только окончила 9 класс (а ему уже было за 30).
По особому распоряжению его приняли в партию и отправили в Москву, где тоже выделили квартиру и автомобиль. Стаханов продолжал посещать различные мероприятия, знакомиться с первыми лицами страны. Алкоголь был неизменным спутником таких встреч, и пьяные «подвиги» Стаханова стали гораздо известнее подвигов трудовых. Он ничего не читал, а, значит, портил образ развивающегося советского гражданина, что было не на руку идеологии. А дальше, с началом войны, началось его плавное схождение вниз.
После окончания войны, когда в стране была масса новых героев, о Стаханове стали вспоминать все реже. В 1957 году Стаханов уехал обратно в Донбасс, точнее его сослали обратно на родину. Явных причин для этого не было, однако факт остается фактом. Он работал помощником управляющего трестом, затем его опять понизили. К тому же в Донбасс он вернулся один, поскольку его супруга не планировала возвращение на родину супруга и осталась в столице. Стаханов вернулся один.
В 1970 году Стаханову присвоили высокое звание Героя Социалистического труда. Однако жизнь его закончилась печально – из-за начавшихся проблем с сосудами головного мозга Алексея Григорьевича поместили в психиатрическую больницу. Там он постоянно стремился находиться в компании, покидал свою комнату. И в один из таких походов к общению он поскользнулся на яблочной кожуре и упал, ударившись виском об угол стола. Через несколько часов его не стало.
Источники: Википедия.