Знаете ли вы, что праздник любви в середине февраля отмечали задолго до предполагаемого рождения Святого Валентина? Луперкалии (от lupus-волк) — один из древнейших римских праздников плотской любви и плодородия. Во время луперкалий жители Рима забывали о приличиях. Молодые люди, опоясанные козлиными шкурами (возможно, жрецы), бегали по городу и стегали всех подвернувшихся ремнями, вырезанными из шкур жертвенных животных. Молодые женщины не пытались увернуться, считалось, что эти удары помогут зачать и легко родить ребенка. Заканчивалось все, как это было принято у древних, всеобщей любовью.
Так сложилось, что 14 февраля, день влюбленных — это праздник, основанный сразу на нескольких легендах. Луперкалии проводили в Риме вплоть до 494 года н.э., когда папа Геласий запретил этот языческий праздник. Но 14 февраля связали с днем памяти христианского священника Валентина, и это снова была история о любви.
Якобы римский император Клавдий, живший в III веке н.э., запретил юношам жениться, чтобы любовь и семья не отвлекала их от сражений на поле битвы. Валентин был священником и полевым врачом. Жалея влюбленных, он ночью тайно венчал молодых людей. Т.к. он нарушал приказ и, к тому же, участвовал в христианском обряде венчания, слуги императора — язычника приговорили его к смертной казни, предварительно посадив в темницу. Там он влюбился в прекрасную, хоть и слепую, дочку надзирателя Юлию. Перед самой казнью (14 февраля) он написал Юлии записку с признанием в любви, и подписался: «твой Валентин». Наутро Валентину отсекли голову (так он и стал Святым Валентином), а развернувшая эту первую «валентинку» Юлия прозрела. И пусть христианская традиция знает сразу трех Святых Валентинов, подходящих под описание, а устоявшегося обряда венчания в III веке еще не было, но традиция уже обрела собственную жизнь.
Традицию праздника поддержал английский поэт XIV века Джеффри Чосер, когда в своей поэме «Птичий парламент» (к помолвке английского короля), написал, что в день Святого Валентина птицы выбирают себе пару. Первая реальная «валентинка» выставлена в Британском музее. Она приписывается Герцогу Орлеанскому (1415г), который, сидя в тюрьме, развлекал себя написанием множества любовных писем своей жене.
А «валентинка» 1477 года (тоже из лондонского музея) написана женщиной. Она пишет возлюбленному о своей любви и, что если возлюбленный – человек слова и женится на ней, то она, со своей стороны, расстарается и выжмет из матушки прибавку к приданому.
К XVIII веку «валентинки» достигли особой популярности. Их делали из цветной бумаги, вышивали на шелке, украшали перьями и кружевами. Иногда «валентинки» писали в виде акростиха, когда первые буквы строк составляли имя возлюбленного. А иногда писали измененным почерком и не ставили подписи, добавляя загадочности. В Англии в XIXв. на балах молодые люди тянули из шляпы записки с именами девушек и потом в течение года должны были ухаживать за той, кого вытянули, как рыцарь за «Прекрасной Дамой». В такую же игру играли и в дореволюционной России. Несмотря на неодобрение Православной церкви, праздник был популярен среди российского дворянства, и в этот день часто устраивали балы, куда приглашали потенциальных женихов (если в доме были девушки на выданье).
Теперь в России День Святого Валентина светский праздник, не связанный с житиями святых. Его любит молодежь, ведь по статистике 53% молодых людей считают себя влюбленными.
Источники: Википедия; diletant.media
А знаете ли вы, что Странноприимный дом в Москве (Институт Склифосовского) строился как памятник великой любви?