Знаете ли вы, что в сказке Карло Коллоди «Пиноккио, или похождения деревянной куклы» никогда не было Мальвины? Остальные персонажи – Пьеро, Артемон, Сверчок дружно перекочевали в историю А.Толстого про Буратино. А вот героиней с голубыми волосами у Коллоди была фея, голубая фея. Причем, ладно бы фея, но изначально, в первой редакции сказки она вообще была призраком мертвой девочки с голубыми волосами.
В первой редакции сказки Пиноккио в изнеможении пытается убежать от разбойников и видит в чаще леса белый домик. В поисках спасения деревянный мальчик колотит в двери, но никто ему не открывает. Потом в окне появилась красивая девочка с бледным лицом и волосами цвета небесной лазури. Глаза ее были закрыты, а руки скрещены на груди, как у покойника. Не шевеля губами, голосом, который как будто шел с того света, она сказала Пиноккио, что никто не откроет для него дом, потому что в доме все умерли. И она тоже умерла, просто ждет, когда за ней прибудет гроб. В довершение общего кошмара «детской» сказочки, разбойники расправились с Пиноккио, повесив его на дереве.
В общем, все умерли. Потом Коллоди переработал сюжет в более жизнеутверждающий. Мертвая девочка стала феей, которая оживила Пиноккио, правда сама потом умерла от огорчения, когда неблагодарный мальчуган покинул ее. Надо сказать, что Пиноккио у Коллоди не отличается добротой. Ведь раздавил же Сверчка молотком, просто потому, что не любил нравоучений!
Хорошо все-таки, что Толстой переписал Коллоди и создал для наших детей добрую и веселую сказку про деревянного человечка и девочку-куклу с голубыми волосами Мальвину. Кстати, имя Мальвина впервые появляется у шотландского поэта-романтика Джеймса Макферсона в поэмах, которые он писал от имени легендарного британского барда III в.н.э. Оссиана. Эта стилизация была очень популярна в России, а имя использовали Жуковский, Батюшков, Пушкин, а потом и А.Толстой.
Но, правда, если хорошо приглядеться к этой идеальной девочке-кукле, то и в ней, как в ее прототипах, проглядывает что-то потустороннее. Живет одна в лесу, ей подчиняются насекомые, мыши и даже жабы. Служит ей черный пудель (именно в виде черного пуделя к Фаусту явился Мефистофель). И эти голубые волосы! Синий, голубой всегда были символом чего-то мистического. А может быть Мальвина — это юная и, потому, не очень еще злая баба Яга?
А знаете ли вы, что у всем известного хитрого Дуремара существовал вполне себе реальный прототип?
Источники: bigpicture.ru; mel.fm, lychik-school.ru