А знаете ли вы, что Петр I, установленный Церетели в центре Москвы, судя по деталям памятника, победил собственный флот? Вообще, в этом памятнике много удивительного. Доподлинно неизвестно, кто стоит на постаменте – Петр или переделанный Колумб. Многие считают, что в 1991-92 годах Церетели безуспешно пытался продать памятник США, Испании и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Колумбом американского континента. Интересна одежда Петра: чулки – эпохи Колумба, ботфорты – петровские, выше – то ли римские латы, то ли средневековые одежды испанского гранда.
Удивителен и постамент. Он выполнен в виде ростральной колонны. Эти колонны были придуманы римлянами. Ростр – таран на носовой части римского военного корабля. По традиции, колонны устанавливались в честь победы и украшались снятыми с захваченных кораблей рострами. В эпоху классицизма появились такие колонны в Петербурге. Постамент памятника Петру в Москве тоже украшен рострами, только не трофейных вражеских кораблей. Каждый из ростров увенчан Андреевским флагом! Выходит, что Петр успешно воевал с собственным флотом! Другой ошибкой является то, что Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке должен находиться гюйс. Это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Пётр.
На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» высотой в 98 метров — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место. Ему уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке.
Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, и весит он более 2000 т.
Но прошли годы, и страсти поутихли. И сегодня число критиков сократилось в разы. Многие признаются, что памятник им нравится. Более того, теперь без этой бронзовой махины Москву уже трудно себе представить…
Как известно, против строительства Эйфелевой башни выступали Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан, композитор Шарль Гуно: они уверяли, что конструкция изуродует Париж. И первые 20лет ее существования ее тоже хотели снести. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.
Источники: Wikipedia (Петр I, Церетели), Популярная механика, ria.ru