А знаете ли вы, что наш добрый Дедушка Мороз изначально был не таким уж и добрым. Назывался он Великим Старцем Севера и был жестоким языческим божеством. В свой мешок он собирал жертвоприношения, часто предпочитая маленьких детей (да-да, ни о каких подарках тогда даже и речи не шло). В лесу этот повелитель холода и пурги имел обыкновение морозить людей (такой образ сохранился, например, в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос»). В общем, если он появлялся у вас в доме, следовало не залезать на табуретку, чтобы рассказать стишок, а улепетывать со всех ног.
Однако в XIX веке параллельно с этим образом, жившим в умах еще со времен язычества, возникает и развивается другой мифический персонаж, внешне, однако, подозрительно похожий на Великого Старца, – «главный по елке», которого, так же как елку в свое время заимствовали с Запада. Этот персонаж добрый, но справедливый. Он приходит под Рождество и дарит хорошим детям подарки (плохие могут получить посохом). Некоторое время существовала неразбериха с его названием, однако в результате народный выбор остановился на «Деде Морозе», Дед напоминает нам об уважаемом предке, а в Морозе чувствуются отголоски того Великого Старца, которого лучше не злить, ведь он может и урожай загубить, и людей… В общем им очень удобно было пугать детей.
Окончательно же Дед Мороз как персонаж, которого мы наблюдаем каждый Новый Год, сложился уже в СССР, в 1930-е годы.