Знаете ли вы, что первую прививку в России испытала на себе императрица Екатерина Вторая? В октябре 1768 года прививку от оспы сделал императрице приглашенный из Лондона врач Томас Димсдейл. Прививка тогда была небезопасной, но императрица всю жизнь боялась оспы, поэтому рискнула.
Эпидемия черной оспы впервые прокатилась по Китаю в IV веке, в VI поразила Корею, в VIII выкосила треть Японии. Во время нападения норманнов на Париж в 846 году эпидемия приняла ужасающие размеры. Испуганный король приказал убить всех зараженных и всех находившихся при больных, но это не помогло. В XV оспа уже поселилась в Европе как хозяйка, терзая постоянным страхом еще не переболевших, оставляя знаки на лицах выживших. В XVIII веке в Европе умирало от оспы более 1.5 млн человек в год, во Франции в полицейских сводках в качестве особой приметы указывалось «Знаков оспы не имеет». Болезнь не щадила никого, не делая различия между сословиями, от нее умер Людовик XV, а в России — император Петр II.
Действенным способом борьбы с оспой стало искусственное заражение — инокуляция. В XVIII веке она стала модной в Европе. Суть метода — вариоляции- заключалась в том, что из оспин выздоравливающих больных получали биологический материал , пропитывали им нитку и протягивали ее под надрезанной кожей. Вариоляция не давала стопроцентной гарантии, но от нее умирали в 20 раз реже. Поэкспериментировав на преступниках и на сиротах, семья британского короля Георга I решилась на прививку.
В России экспериментов не ставили, императрица Екатерина Вторая решила испробовать ее сначала на себе. Затем она отправилась в Царское Село и неделю лечилась до полного выздоровления. Потом был привит наследник Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна. Это была смелая PR-акция. Вскоре после эксперимента от Екатерины «инокулировались» еще 140 аристократов. Иметь «оспинку от императрицы»- вот, что стало привилегией придворного. Вериоляция распространилась во многих городах России. Открывались оспенные дома, где за каждого привитого выдавали серебряный рубль. Был принят закон об обязательном оспопрививании, но в народе он успеха не имел.
До изобретения Дженнера, то есть до прививки не опасной для человека коровьей оспы оставалось еще полвека.
А знаете ли вы, что перемещение болезни с одного континента на другой часто приводит к тому, что она вспыхивает со страшной силой эпидемии?
Мнение ветеринарных врачей о первой вакцинации расходится. Некоторые считают, что до 10-12 недель у котенка еще не сформирован собственный иммунитет и он сильно зависим от материнского молока. Кроме того, его лимфатическая система еще не готова к вакцинации и не выработает адекватный иммунный ответ. Но это так, если речь идет о домашних, породистых котятах, которые родились и растут под присмотром людей. К тому же сама мама-кошка провакцинирована и, значит, передает часть своих антител с молоком и котенку. Если же речь идет о найденышах, которые могли контактировать с больными сородичами, то прививки от различных болезней им нужно поставить как можно раньше – начиная с двухмесячного возраста, то есть с 8 недель. Но все же, прежде чем вакцинировать животное, хозяева должны внимательно осмотреть его сами и сообщить ветеринару, если есть какие-то отклонения от нормы в здоровье питомца.