Знаете ли вы, что все французские короли — Людовики у себя на родине вовсе не Людовики, а Луи, причем это не уменьшительная форма, а совсем другое имя. Однако у них есть общий предок — имя с очень долгой историей. Изначально оно звучало как Хлодвиг.
Имя Хлодвиг (Hludwig <славный боец>) принадлежало в 481-511 годах королю Франкского государства. Имя распространялось в период великого переселения народов, и каждый народ переделывал его под себя. В средние века единственным международным языком была латынь. Имя было сначала латинизировано, и Хлодвиг превратился в Хлодвикуса и Людовикуса.
А во французском языке Хлодвиг стал Клевис (Clovis), позже и вторая буква этого имени во французском варианте отвалилась, и Clovis превратился в Louis (читается Луи). Первый король с таким именем Луи I Благочестивый жил в IX веке, потом в XIII был Луи IX, которого причислили к лику святых за участие в крестовых походах. Постепенно во Франции возникла традиция называть первого сына короля, наследника, Луи. И если он оставался в живых, то и становился следующим королем. Поэтому во Франции так много Луи.
Русские дипломаты в средние века общались с иностранными королями только по латыни. Другая сторона отвечала им тем же. Так что при переводе королевских грамот русскому царю имена латинизировались, а французские короли становились в русском языке опять Людовикусами. При Петре I латинские имена на немецкий манер сократили, и Людовикус стал Людовиком. Других тоже переименовали: Француза Анри мы назвали Генрихом, англичанина Джеймса- Яковом, а баварца Людвига тоже Людовиком, чтобы окончательно все запутать.
Источники: vokrugsveta.ru; wikipedia
А знаете ли вы, что быть королем не так-то и легко? Особенно, если король ответственный как Людовик XIV!
Было проведено вскрытие, установившее причиной смерти туберкулёз (от этой же болезни умерли дед, бабка, дядя и старший брат Людовика). Как сообщают, на теле мальчика были обнаружены опухоли, а также следы чесотки. Сообщается, что он был чрезвычайно истощён и костляв от недоедания, когда его осматривали после смерти. Сохранилось интересное замечание доктора Николя Джонруа: «За сорок лет практики, я никогда не видел у ребенка этих лет столь развитого мозга; думаю, что из мальчика вырос бы человек выдающихся умственных качеств». Вскрытие трупа было проведено в тюрьме; следуя традиции сохранения королевских сердец, врач-хирург (на тот момент, атеист и республиканец) Филипп-Жан Пелетан, выкрал сердце принца и сохранил его для дальнейшего изучения. Тело его было тайно погребено в общей могиле. Граф Прованский, узнав за границей о смерти племянника, провозгласил себя королём Людовиком XVIII. Под этим именем он занял французский престол в 1814 году де-факто, но отсчитывал начало правления с 1795 года; подписанная им Конституционная хартия 1814 года заканчивалась датой: «лета Господня 1814, царствования же нашего в девятнадцатое». Таким образом, несчастный мальчик из Тампля занял своё символическое место в череде французских королей.