А знаете ли вы, что создание музыки случайно – не такая уж редкость. Комбинаторную музыку начали сочинять по крайней мере в XIII веке, откуда до нас дошло имя (и музыка) Раймунда Луллия – испанского поэта, философа и миссионера, который сочинял музыку основываясь на т.н. круговой гармонии. В начале XVIII века многие немецкие композиторы (Мицлер, Кирнбергер, Штадлер) интересовались механическими методами композиции. Некоторые анонимные работы приписываются и известным композиторам, таким как Гайдну.
Но все же одним из самых известных и серьезных прорывов в теории музыки была, созданная еще совсем юным Моцартом, «Музыкальная игра в кости». Эта игра позволяет любому составить композицию в ритме вальса, бросая кости. Моцарт выписал 11*16=176 коротких тактов, и сделал доску, разметив ее делениями, указав, какой такт должен играться в соответствии с результатом бросания костей. Первый такт в любом метании кости был в тонической тональности, второй – в доминанте и так далее, так что любой такт в тонической тональности мог быть легко прикреплен к любому такту в доминанте. Таким образом, существует большая вероятность создать произведение никогда прежде не слышанное.
Кстати, а не хотите ли вы попробовать себя в сочинении случайной музыки? Это можно сделать здесь.
Источники: Wikipedia (Musikalisches Würfelspiel); lullianarts.net; ashtray.ru.