А знаете ли Вы, что люди XIX столетия по-настоящему не видели древнерусской живописи. Иконы были «черными досками», представляющими только исторический и культовый интерес. Причина такой невидимости икон – в технике их исполнения. Темперные краски, нанесенные на грунтованную доску иконы, сверху покрывали олифой. Олифа хорошо проявляет цвет и сохраняет икону от повреждений, но, к сожалению, со временем темнеет. За 70-100 лет олифа темнела настолько, что совсем скрывала находящуюся под ней живопись. Тогда иконы «поновлялись», чаще неумело. Постепенно живопись закрывалась несколькими слоями записей и олифы. На древних досках проявлялись лишь силуэты. Неудивительно, что до середины XIX века считали, что живописи на Руси до Петра не было.
Конечно, находились люди с художественным чутьем, понимавшие таящуюся в иконах художественную силу. На волне интереса к допетровской культуре создавались крупные коллекции Морозова, Остроухова, где иконы были уже не просто памятниками старины, а произведениями искусства. Первая научная расчистка икон была предпринята в 1904 году. Иконы засияли так ярко, ново и красочно, что удивили даже специалистов. Первая крупная выставка «раскрытых» икон, вызвавшая небывалый интерес, прошла в феврале 1913 года и была приурочена к 300-летию Дома Романовых.
Источники: Сайт «Икона, иконография и иконопочитание».