А знаете ли вы, что самый большой пазл в мире состоит из 51 300 деталей? Мозаика размером примерно 8,69 метра на 1,9 метра посвящена 27 чудесам света, которые надо собрать в единую панораму. Выпустила ее компания «Кодак» в 2020 году. Приобрести ее пока можно только в США. Стоит такая головоломка $599,95.
Изобретателем первых пазлов принято считать лондонского гравёра, картографа и издателя Джона Спилсбури. В 1971 году он наклеил черно-белую гравюру географической карты мира на тонкую деревянную панель и распилил ее лобзиком по контору государственных границ. На карте Спилсбери были представлены Евразия, Северная и Южная Америки, Африка, не хватало лишь не вполне изученной к тому времени Австралии и Антарктиды, которую открыли только в XIX веке. Получилось новое учебное пособие – «разрезанная географическая карта».
Ученик собирал карту и быстро ее запоминал. Из рутины уроки географии превращались в увлекательную игру, что способствовало хорошей успеваемости даже ленивых учеников.
Джон Спилсбури получил патент на своё изобретение и открыл магазин «Картографы и резатели карт на дереве». Головоломка стоила достаточно дорого — почти целую зарплату промышленного рабочего — но, несмотря на это, завоевала огромную популярность как среди детей, так и среди взрослых. Такие карты покупала у него для своих воспитанников даже леди Шарлотта Финч, гувернантка королевских детей.
Спустя несколько десятилетий пазлы начали использоваться не только для изучения географических карт. Такой метод обучения стали использовать представители других наук, в частности сохранились пазлы в виде алфавита, таблицы умножения и хронологической таблицы с датами правления английских королей.
Время шло. В девятнадцатом веке в Америке нашла широкое распространение штамповка по картону. Это дало возможность заменить дорогие материалы и сделать пазлы доступными не только самым обеспеченным слоям населения. Складная картинка стала не только обучающим пособием, но и развлечением, поэтому пазлы стали создаваться в виде портретов, изображений исторических сражений, пейзажей и даже библейских событий.
Рост популярности во многих странах по всему миру стал поистине грандиозным. Появление цветных изображений его только ускорило ещё больше.
Пазлы выросли из исключительно обучающего пособия для благосостоятельных семей и окончательно закрепили за собой славу интересной развлекательной игры.
В 1909 году в США фирма «Parker Brothers» открыла первое фабричное производство по изготовлению пазлов со скрепляющимися частями, которые с тех пор стали популярны во всем мире.
Во времена Великой Депрессии Америку охватила настоящая пазломания. Как ни странно, но в 1932 году увлечение пазлами становится явлением национального масштаба, а продажи в этот период достигли астрономической цифры в 10 миллионов долларов в неделю. Чтобы еще больше подогреть интерес производители начинают выпускать еженедельный тематический пазл и устраивать конкурс среди любителей головоломок. Имена самых быстрых печатали в воскресных выпусках газет. В первой партии было 12 000 еженедельных пазлов, но уже через несколько месяцев тираж вырос до 200 тысяч экземпляров.
Интерес к пазлам проник даже в криминальный мир. Гангстер Голландец Шульц, к примеру, отдыхая от бандитизма, проводил время за собиранием пазлов.
В 50-ых годах ХХ столетия увлечение пазлами вспыхнуло с новой силой благодаря во многом немецкой компании Ravensburger, которая стала предлагать любителям пазлов большие головоломки с количеством деталей от 1000 до 5000.
В Советском Союзе пазлы не выпускались. Причём интересно знать, что в дореволюционной России они были. Ещё во второй четверти 19 века в Питере Вдовичев, владелец собственной мастерской детских игр, выпускал специальные картинки для раскрашивания, наклеивания на картон и разрезания. В дальнейшем игру можно было снова складывать в единое изображение. Поскольку автор был художником и литографом, то качество было вполне достойным. Тематикой были сюжеты, понятные и интересные детям.
В начале XX века в Россию стали завозить пазлы из Англии. «Пузеля», как их называли в то время, стали очень модным увлечением среди высшего сословия, Подтверждение тому может служить отрывок из романа «Защита Лужина» Михаила Набокова: «На время он нашел мнимое успокоение в складных картинах. Это были сперва простые, детские, состоявшие из больших кусков, вырезанных по краю острыми зубцами, как бисквиты петибер <…> Но в тот год английская мода изобрела складные картины для взрослых, «пузеля», как называли их у Пето, — вырезанные крайне прихотливо: кусочки всех очертаний, от простого кружка (часть будущего голубого неба) до самых затейливых форм, богатых углами, мысками, перешейками, хитрыми выступами, по которым никак нельзя было разобрать, куда они приладятся…»
По собиранию пазлов проводят чемпионаты и в наши дни, устраивают онлайн-соревнования. Существует даже международная премия имени Спилсбери, которую вручают людям, внесшим значительный вклад в развитие популярности головоломок. Так, в 2007 году эту премию получила американка Энн Уильямс за написание двух книг по истории пазлов и ряда статей по влиянию головоломок на массовую культуру. Кстати, под термином puzzle, что значит «загадка», в англоязычном мире понимают вообще любые головоломки. А игру, о которой идет речь, называют jigsawpuzzle — «лобзиковые» пазлы, имея в виду первоначальный деревянный материал для основы картинок, который распиливали лобзиком.
Источники: ria.ru; kulturologia.ru; Википедия, vokrugsveta.ru.