А знаете ли вы, что камертон, по которому настраиваются симфонические оркестры, со временем звучит все выше? Название “камертон” пришло из тех времен, когда существовало строгое отличие музыки, звучащей в храмах и – в дворцовых залах, “камерах”. Соответственно, для настройки существовал церковный тон и “камер-тон”. Долгое время камертон не был единым. В XVII и XVIII веках в Германии он был ниже, чем в Италии, но выше, чем во Франции. Вивальди, поэтому, звучал выше, чем Бах.
Со временем музыка становилась все более интернациональной, но привести участников оркестра к единому знаменателю оказалось не так-то просто. Дело в том, что чем выше настройка, тем ярче и громче звук. Играть блистательно хотелось всем, да и большие концертные залы требовали все большей силы звука.
Поэтому камертон со временем поднимался все выше. Число колебаний в секунду, соответствующее ноте «ля» первой октавы, росло от 380 герц в эпоху барокко, 430 – в пору классики, 438 – в эпоху романтизма и до 440 герц в наше время. Эта контрольная цифра принята в 1939 г. на международной конференции в Лондоне. Но и эту цифру уже превышают – в Вене она сейчас составляет 445 герц. Инструменталисты, стремящиеся к насыщенному звуку, без труда могут повышать камертон и выше, но жалко певцов! Сопрано, например, должны брать все более высокие ноты, а уже сейчас им приходится петь классические партии на пределе возможностей.
Интересные факты: Д.Хоуп. Когда можно аплодировать?